ЗАЧЕМ МЫ БОЛЕЕМ?

Ситуация 1. Утро. За окном сыростно и предположительно слякостно. Вы с трудом убеждаете свой, еще не проснувшийся, организм встать, съесть что-нибудь и отправиться на работу. Там он более или менее благополучно проснется окончательно и включится в трудовой процесс. День за днем вы будете затрачивать уйму усилий на борьбу с самим собой, в строгой тайне от себя же мечтая об отдыхе. И свершится чудо. Внимающий вам организм старательно подстроится под хлюпанье носом окружающих, начнет подвсхлипывать в унисон, першить и кхекать, подражая болезненным сослуживцам. В один прекрасный день температура поднимется до 37.7, а если вы очень ответственно относитесь к работе и 37.7 вам еще не повод отлеживаться, до 38. Вы наконец-то получаете долгожданный отдых, честно заработанный краснеющим носом и разноцветными кругами перед глазами.

Ситуация 2. Доклад. Вам предстоит это страшное публичное выступление. Вы волнуетесь до паники и, тем не менее, тщательно готовитесь.  Вы знаете свою тему так, как никто ее не знает. Вы отрепетировали перед зеркалом все паузы и проговорили все самые непроговариваемые фразы. Купили новый костюм и заранее осведомились о том, кто именно будет иметь решающий голос в лоббируемом вами проекте. Вы узнали его склонности и даже успели ему понравиться. В назначенный день вы просыпаетесь и понимаете, что ваш голос вас временно покинул. Чувство громадного облегчения, соболезнования коллег, радость по поводу нового костюма и легкая досада от того, что ваш коллега прочитает доклад, конечно же, хуже, чем вы – все это вы приобретаете благодаря умению вашего организма слушать ваши истинные желания.

Ситуация 3. Внимание. Как оно порой необходимо, и как близкие не понимают, что главная их ценность это вы. Но… с вами не соглашаются, вас игнорируют или вашему обществу откровенно предпочитают другую компанию. «Как они не правы, я всех их построю вокруг себя», - думаете вы, и ваше тело начинает послушно строить окружающих, выбрав для этого наиболее простой и испытанный способ. Помните детство? Болезнь: вокруг мама и папа, лучше, если еще и бабушка. Все такие заботливые, внимательные, предупреждают любое желание и рады его исполнить, апельсины, наконец-то купленная игрушка. Это было так давно, что с трудом помнится. Но, осталась память тела и автоматизм бессознательного четко связывающего недомогание и внимание окружающих. Конечно же, вы заболеете. Быть может, головная боль или еще лучше сердце. Больным сердцем можно выстроить всю семью так, как надо именно вам. «Не согласны? А у меня сердце больное! А я еще и приступ устрою. И врачи подтвердят, что виноваты во всем вы».

Узнали?
Что общего во всех трех ситуациях? Ответ прост: болеть выгодно. Болезнь позволяет избежать нежелательных действий или, напротив, спровоцировать желательные явления. Болезнь – мощное средство для изменения своей жизни, и им не пренебрегают, но чаще всего используют нерационально.

Психосоматика – то направление медицины, которое занимается связью духовных, психических кризисов с соматическими, телесными недугами. Более одной трети заболеваний относится именно к психосоматическим и может быть вылечено путем концентрации на духовной первопричине заболевания, вместо бесконечного врачевания ее телесных следствий, что, увы, еще так часто встречается в отечественной практике. Сегодня психосоматическая концепция уже не нуждается в доказательствах. С 80-х годов прошлого века стали появляться сначала статьи, потом сборники, затем и монографии наших ученых, посвященные психосоматическим расстройствам. До этого отечественная наука негативно относилась к идее слияния знаний о соматических и психических заболеваниях в едином направлении. За рубежом психосоматика активно развивалась, начиная 30-40-х годов. Первые теоретические обобщения появились на основе успешной клинической практики.

Сейчас уже накоплен богатый опыт решения сложнейших психосоматических расстройств в пользу здоровья человека. За каждым успешным случаем лежит понимание того, что в основе почти любой болезни, за исключением, пожалуй, только инфекционных, лежит определенное намеренье человека, им не осознаваемое. Лечение симптомов без понимания стержневой идеи болезни, сродни попыткам выстроить здание, не прибегая к помощи архитектора. Незнание проекта сводит на нет проведение всех исследований на фармацевтическом, химическом, молекулярном и неврологическом уровнях. Они отвечают на вопрос, как организм изменяется, но не говорят, почему и для чего он это делает. Между тем ответ на данный вопрос лежит в корне лечения многих заболеваний. Психосоматика ни в коей мере не стремится заменить собой медицинское вмешательство на телесном уровне, она лишь говорит, что оно зачастую бесполезно, так как первоначальный проект болезни все равно будет реализован, часто на более губительных уровнях.

Так, например, удаление доброкачественной опухоли нередко приводит к появлению злокачественной. Процесс, направленный на самоуничтожение организма, реализуется с большей силой благодаря перенесенному страданию операции. Выявление запускающей силы процесса - ложной идеи о себе или мире - способно повернуть болезнь вспять. Чаще всего опухоль возникает, когда человек, столкнувшись с неприемлемой для себя ситуацией, хочет овладеть ею любой ценой, не меняя себя. С точки зрения жизни существуют два возможных решения: адаптироваться и превратить давящую ситуацию в момент личного роста или уйти. Третий патологический вариант ведет к смерти - внешнее приспособление и расплата болезнью. Самоустранение человека всегда и во всем согласного в социальном плане приводит к его мести самому себе. Вся сила борьбы, которая должна быть направлена во внешний мир, обрушивается на себя. Появление опухоли сопровождается решением: «Или я буду таким, каким должен, или я умру, отмстив всем вам, живым! Не желаю ничего менять и приспосабливаться». Лечение больного опухолью начинается с открытого диалога, в котором ясно дается понять, что, либо он меняется, либо он умрет. Любовь к жизни – это выбор, свершающийся каждым отдельно и достойный уважения так же, как и желание умереть за свои принципы.

С точки зрения распределения энергии, болезнь – это ее избыток. На создание симптома уходит гораздо больше сил, чем требуется для нормального функционирования организма. Поэтому, вылечиться всегда проще, чем заболеть. Главное, понять то, о чем говорит болезнь.

Симптомы – это язык тела, несущий определенное послание. Поэтому, гораздо быстрее можно договориться с тяжело заболевшими людьми. Их исцеление идет быстрее, так как они уже дошли до точки, после которой надо сделать выбор в пользу жизни или смерти. Быть здоровым – нормально в любом возрасте, независимо от того или иного мнения, распространенного на данный момент в обществе. Только потому, что уход от решения проблем в болезнь считается в современном обществе социально приемлемым и создана целая индустрия по обслуживанию людей, решающих свои задачи посредством болезни, они так распространены. Для здоровья необходимо так мало и так много – соблюдать гигиену тела и мозгов, понимая при этом, что ответственность за свои болячки несет каждый сам, а не общество.

Можно долго рассуждать о том, что стереотипы болезни нам навязываются с детства, что так терпимы к больным мы только потому, что знаем: и к нам в свою очередь будут терпимы и простят наши слабости. Можно исследовать механизмы возникновения и становления психосоматических заболеваний, начиная с утробного периода развития. Можно говорить и о влиянии семьи, делающей одного из своих членов больным для «разрядки». А можно быть просто здоровым, например, вовремя умея отказывать или находить пути решения своих задач без использования болезни. Тактика успешного здорового человека состоит в мгновенной подстройке под оптимальную возможность, возникающую в его жизни. Умение адаптироваться – нормально, только благодаря ему люди смогли так расплодиться по всей планете. Если человек жестко фиксируется на одной модели поведения, он, скорее всего, предпочтет сломаться, но не согнуться. Как это и почти случилось с женщиной, которую счастливый случай и собственная мудрость привели на консультацию к специалисту с тем, чтобы навсегда избавиться от приступов эпилепсии.
Женщина-невропатолог обратилась к психологу с жалобой на эпилептические припадки. Диагноз, будучи врачом, она поставила себе сама, сама же и выписала себе таблетки, принимая которые улучшения состояния не обнаружила. В связи с этим закралось подозрение в ложности диагноза. При разборе ситуации с психологом выяснилось, что припадки случаются только тогда, когда есть угроза услышать нечто обидное и нелицеприятное в свой адрес. Ни разу во время серьезнейших припадков с потерей сознания жизнь женщины не подвергалась опасности. Даже когда припадок случился на платформе пригородных поездов, женщина упала на запасной путь, по которому уже год не ездили электрички. Более глубокий анализ выявил нежелание клиентки жить со своею некогда воспитываемой племянницей. Разлука с девочкой тяжело переживалась несколько лет назад. Страх повторного привязывания, а значит и возможной боли расставания, прочно укоренились в психике. Как только клиентка перестала общаться с племянницей, найдя в себе силы отказать ей в совместном проживании, припадки прекратились. 

Казалось бы, сложнейший случай, разрешился путем вытягивания на поверхность осознания давно забытой травмы. Понять психосоматическую природу заболевания помогла зависимость припадков от определенных внешних стимулов, ключей. Другой особенностью данного случая стала забота о сохранности жизни клиентки во время припадков. Это лишний раз подтверждало гипотезу о том, что весь процесс болезни контролировался подсознанием, а значит, и был вызван им для определенных целей. Какие же цели преследовались? Защита. Быть может, расчет на то, что племянница не захочет жить с тетей больной эпилепсией. Как только решение об отказе тетя приняла и воплотила самостоятельно, не перекладывая его на племянницу, отпала необходимость и в болезни. Неумение отказать или проявить свое желание жить одной каким-либо другим способом, стало причиной припадков. Запрещенная агрессивность по отношению к племяннице, не дошедшая до своего внешнего выражения в теле (руке, ноге, голове), вызвала короткое замыкание в мозге. Задача консультирования в данном случае состояла в обучении рациональным формам выражения своих желаний, даже если они агрессивны по отношению к близким людям. Женщина, настаивающая на стиле поведения доброго, тихого и покладистого человека попала в ситуацию патологической фальшивости, что и стало причиной кризиса.

Возникает вопрос, почему именно данное заболевание было выбрано для сигнализации о наличии проблемы? На этот счет есть несколько версий. Многие склонны видеть прямую соматическую проекцию желаний. «Не хочу об этом думать» - болит голова. «Нога моя б туда не ступала» - несчастный случай с переломом ноги. Считается, что более сложные ситуации завязаны на индивидуальный телесный опыт. По другой версии, где тонко, там и рвется. Если организму, руководимому бессознательным, нужна болезнь, то она будет в наиболее уязвимом месте тела. Наверняка каждый может вспомнить ощущение, когда недомогание бродит по телу и ищет свой выход. То ноги ломит, то насморк, то сыпь на коже, и все это плавно сменяет друг друга. Это как раз тот случай, когда организм уже решил болеть по тем или иным причинам, но еще не определился где именно. Если вдруг устраняется симптом болезни, но сохраняется его причина, тут же происходит перезапуск процесса. Болезнь вылезает уже в другой форме и в другом месте, но с той же изначальной целью показать, что что-то в жизни происходит не так, не туда идет движение, не с теми общение, неверные приняты решения.

Другое объяснение выбора типа заболевания, не противоречащее первым двум, видится в следующем. Не секрет, что семья оказывает громаднейшее значение на формирование, как мировоззрения человека, так и устойчивых стереотипов его поведения. Выбор, который делает каждый из нас, часто определен заранее тем, что мы видели или слышали в детстве. Так называемая «наследственность» болезни, часто ни что иное, как с детства выученная программа заболевания, знакомая до боли, в буквальном смысле этого слова. Семейная и культурная среда – место, где формируется банк заболеваний, из которого и черпаются по необходимости и симптомы, и тончайшие нюансы болезней. Пронаблюдав ребенка до десяти лет, можно заранее предположить, болезнь какого типа ожидает его, когда он вырастет. Внутри уже присутствует программа, разворачивающаяся в определенном направлении. По прошествии многих лет человек выбирает тот тип заболевания, который был либо самым любимым, либо самым ненавидимым в семье, или же вызывал многочисленные разговоры среди взрослых. Обычно заболевает самый жизнеспособный или самый слабый орган. Самый жизнеспособный орган, вследствие своей чувствительности, довольствуется малым для поддержания жизнедеятельности. Поэтому, достаточно небольшого воздействия для искажения его работы. Самый слабый орган, не структурированный окончательно, может не сдержать удар.

Если рассмотреть механизм возникновения психосоматического расстройства в целом, то он выглядит следующим образом. На первой стадии человек сталкивается с неразрешимой задачей. Собственная некомпетентность или ситуационное стечение обстоятельств, не позволяющее найти выход, приводят к глубоким эмоциональным переживаниям, впоследствии вытесняемым и забываемым. Страдание и бессилие первой стадии полностью забыты на второй. В памяти раны зарубцовываются, человек становится невосприимчивым к данной проблеме, она для него уже не существует, но, как некий факт биографии, по-своему воплощается, действуя уже в области бессознательного. Происходят эмоциональные и биологические изменения. Третья стадия наступает через два дня или десятки лет. Ставшая бессознательной проблема достигает области соматики и прорывается в виде какой-либо болезни. Часто ее появление или обострение сопряжено с появлением в жизни человека схожих по своей эмоциональной насыщенности ситуаций. Они являются своего рода спусковым механизмом, дающим ход болезни. Случай обострения подагры, произошедший с сорокалетним мужчиной, иллюстрирует это явление.

Будучи в гостях у психолога мужчина почувствовал сильную боль в ноге, спустя некоторое время она распухла. Анализ снов больного и беседа с ним выявили, что ситуация завтрака, на котором он присутствовал вместе с психологом и знакомой женщиной, напомнила ситуацию из детства. Мальчик рос болезненным и находился в тесной эмоциональной связи с матерью. Из этой связи практически полностью был исключен отец. Каждое утро мать давала сыну на завтрак взбитое яйцо. Однажды, он оказался вне отношений матери с отцом. Быть может, они занимались любовью, а он хотел сломать дверь в комнату, где они находились. Выбить дверь ему не удалось, тогда он, по воспоминаниям, со всего размаха дал по другой двери. Прошло много лет, и ситуация повторилась. Мужчина увидел ее так, как выстрадал. Красивая женщина (мать) подала за завтраком взбитое яйцо другому - психологу (отцу). За неимением возможности двинуть ногой по двери, остановленный двигательный импульс вышел в виде подагры. Как только ситуация была вскрыта, болевые ощущения прекратились и больше не возвращались.

Сознательное или бессознательное чувство вины часто лежит в основе психосоматических заболеваний. В болезни Паркинсона, к примеру, рука хочет двинуться, дотронуться, но, останавливаемая моралью, не делает этого. В результате ограничения, наложенного на естественное, спонтанное движение, развивается болезнь. Людские принципы и убеждения часто противоречат логике жизни и психосоматической организации человека. Большинство предпочитают болеть, но не оставлять свою любовь, умирая за нее. Ради верности определенной идее человек сознательно выбирает смерть вместо того, чтобы просто изменить психологическую мотивацию. Психические мотивации оказываются жестче и сильнее мотиваций природных.

Понимание сути конфликта между естественном желанием жить и нагромождением социальных норм, выявление ложных представлений о себе - способ вернуть здоровье. Оказать помощь в этом нелегком процессе может психолог или психотерапевт. Специалист, а иногда и просто человек со стороны, обладающий большим житейским опытом, быть может, лицо духовное, способен распознать дезадаптивные установки и предложить новые, рациональные формы решения конфликта. Но работа, направленная к изменению себя, своего мировоззрения, должна проводиться самим больным. Без согласия человека, лечение любого заболевания невозможно. Иногда специалистом, оказывающим помощь себе или близкому, можете оказаться вы сами. В этом случае стоит воспользоваться приведенной подсказкой и задать больному следующие вопросы.

1.   Готов ли я понять истинную причину заболевания?
2.   Зачем оно мне?
3.   Как я узнаю, что я болею?
4.   Какая часть тела повреждена?
5.   Что проявляется видимо?
6.   С чем я ассоциирую поврежденную часть тела?
7.   Что происходило в жизни, когда возникла болезнь?
8.   От чего она меня спасла?
9.   Что она остановила?
10.  К чему болезнь вынуждает?
11.  Какие пять плюсов, данные мне болезнью, я могу назвать?
12.  Каким образом я могу их получить, не прибегая к болезни?
13.  Что для меня значит быть здоровым?
14.  Как это можно ощутить?
15.  Быть здоровым – значит…
16.  Если я здоров, я могу…
17.  Мне мешает быть здоровым…
18.  Мне помогает быть здоровым…
19.  Понял ли я послание, переданное мне болезнью?
20.  В чем оно состоит?
21.  Каким образом мне следует изменить свое мышление?
22.  Каким образом мне следует изменить свое поведение?
23.  Как после этого преобразится моя жизнь?
24.  Нравится ли мне образ моей новой жизни?

Как правило, искренние ответы на эти вопросы помогают прояснить общую картину заболевания и понять, зачем оно вам. Наиболее частые преимущества, даваемые болезнью, состоят в следующем: получение разрешения на избавление от проблемы, привлечение внимания и заботы от окружающих, осознание необходимости развития, возможность не соответствовать своим высоким требованиям или требованиям окружающих. Выявление вторичных выгод (выгод, получаемых от внешне негативных ситуаций или явлений) помогает понять требование заболевания. Вопросы, касающиеся здоровья, призваны сформировать его позитивный образ для вас.

   Бесчисленное количество литературы посвящено болезням и несоизмеримо меньше здоровью. Между тем стоит задуматься о том, умеете ли вы быть здоровым и счастливым. Быть может вам всего лишь необходимо разрешить себе быть счастливым. Избегая боли, стремитесь ли вы к радости? В идеале, качественная проработка своей болезни приводит к духовному росту. Меняются поведенческие стереотипы, способы реагирования на определенные воздействия, образ мышления.

Единственное, о чем всегда стоит помнить, прежде чем начать задумываться о том, зачем вы болеете, это понимание того, что люди ответственны за свои болезни, но не виновны в них. Вряд ли стоит начинать процесс исцеления с самообвинения, пользе дела это не послужит. Но признать тот факт, что цепочка сделанных вами выборов привела вас к печальному итогу, а значит в ваших же силах повернуть процесс вспять – полезно. Не надо бороться с болезнью, если вы больны, вы итак по уши втянуты в борьбу с самим собой, в которой неизбежно себе же и проиграете, надо понять, как вам необходимо меняться. Доверяйте себе и своей болезни, если она есть, значит, она защищает что-то очень для вас важное.

Автор статьи - Корнилова Д.Н.