Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть, а не тогда, когда он старается быть тем, кем не является.
Арнольд Бейссер «Парадоксальная теория изменений»
Гештальт-терапия традиционно рассматривается как один из эффективных методов терапии тревожных, фобических и депрессивных расстройств. Она также с успехом применяется при терапии многих психосоматических расстройств, в работе с широким спектром интропсихических и межличностных конфликтов.
Целью терапевтической работы является снятие блокировки и стимулирование процесса развития человека, реализация его возможностей и устремлений за счет создания внутреннего источника опоры и оптимизации процессов саморегуляции.
Клиент — не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса.
Основным теоретическим принципом гештальт-терапии является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у клиента готовности принимать решения и делать выбор.
Ключевым аспектом терапевтического процесса является осознание и переживание контакта с самим собой и окружением. Внимание и активность терапевта концентрируются на том, чтобы помочь пациенту в расширении и обогащении осознания и способности переживания своего контакта с окружающим и внутренним миром. Много внимания уделяется повышению осознавания различных установок и способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом. Также важно раскрытие их значений и функций в настоящее время.
В гештальт-терапии невротическое состояние индивида предполагает неспособность человека полностью контактировать (завершать цикл контакта) с собой и окружающей средой, следствием чего является определенная незавершенность ситуации - известное как незавершенный гештальт. Таким образом, речь идет о неспособности индивида выделять потребности (фигуры) из фона. В случае, когда основные потребности остаются за гранью осознания, они могут заменяться потребностями других людей.
Существует пять основных механизмов прерывания контакта, при которых энергия, необходимая для удовлетворения потребностей и для развития клиента, оказывается рассеянной и ошибочно направленной. Это проекция, конфлюенция, ретрофлексия, дефлексия и интроекция.
При КОНФЛЮЕНЦИИ (или слиянии) границы между человеком и миром стираются. В таком состоянии находится младенец, не способный еще к различению мира и себя. Во время экстаза, медитации человек также может ощущать себя слитым с миром воедино. Однако, если такое слияние и стирание границ между собой и окружением становится хроническим, человек перестает понимать, кто же он есть на самом деле, существует ли он вообще, утрачивает способность к реальному контакту с миром и с самим собой. Об этом свидетельствует также употребление местоимения «мы», когда речь идет об индивидуальных переживаниях, т.е. неспособноять отличать свои собственные переживания от переживаний других людей.
Термин «РЕТРОФЛЕКСИЯ» означает буквально «обращение назад на себя». Начиная контакт с окружающей средой, человек по каким-то причинам прерывает его и обращает действие на себя. Он становится и субъектом, и объектом всех своих действий, целью собственного поведения. Таким образом, субъект делает для себя то, что предназначено окружающей среде. Для таких людей характерно наличие раздражительности и агрессивности.
Человек для которого характерна ДЕФЛЕКСИЯ, пытается избежать непосредственного контакта с окружением, другими людьми проблемами и ситуациями. Во время сеанса дефлексия может проявляться в форме общих фраз, болтливости, шутовства, избегание смотреть в глаза собеседнику, ритуальности и условности поведения. В этом случае энергия рассеивается, так как индивид воздерживается от использования ее в полной мере тогда, когда это необходимо, или не умеет ее сконцентрировать таким образом, чтобы предпринять четко направленное действие.
С механизмом ПРОЕКЦИИ связан отказ от ответственности за какие-либо действия или явления, возникающие у самой личности, которые она приписывает окружению или безличным факторам путем опредмечивая себя («что-то толкнуло меня на это», «что-то заставило меня это сделать»). Так человек будет считать другого человека очень агрессивным, потому что он не может принять то, что он сам агрессивен и беспокоен.